Синдром подростковых страданий

Заметки из приложения к лазерным дискам

Сайто Тихо, автор манги

Мисс Сайто, какие у вас были впечатления от первого знакомства с экранизацией «Утэны»?
Ну, я не думаю, что я как-то сознательно фиксировалась на том, что смотрю аниме. Знаете, наверное, как люди, не особо любящие мультфильмы, всё же могут их смотреть как обычное художественное произведение и получать удовольствие. «Утэна» не кажется «анимешной», и я подозреваю, такое впечатление создаётся из-за того, что там поднимаются достаточно серьёзные темы. Впрочем, у аниме как художественного приёма вообще можно выделить несколько разных направлений.

Это в смысле «девочки-волшебницы», «экшн» и так далее?
Ну да. Впрочем, Утэну целиком ни в одну из этих ниш поместить не выйдет. (смеётся) Это мне в ней нравится.

А на какой серии вы подумали: «О, так вот как это должно выглядеть»?
На четвёртой, кажется. Ну, серия с осьминогом. Когда на экране появился осьминог, я подумала: «Так вот он какой, этот сериал». (смеётся) Первая и вторая серии были стандартным началом, третья — я не знаю, насколько сознательный это кивок в мою сторону, но стиль Такарадзука1 в нём соблюдён прекрасно, не так ли? А в четвёртой серии Икухара спустил коллег с поводка, и они творили, что хотели. Я смеялась как ненормальная. А после эфира одна моя подруга специально позвонила мне, чтобы рассказать, насколько она прониклась.

Это была подруга-мангака?
Хммм… она редко смотрит аниме и почти не читает мангу. Так что после звонка я подумала — надо же, нормальным людям тоже нравится! Я думаю, что из всех серий на том диске седьмая, с Дзюри, была самой впечатляющей.

В драматическом плане?
Ну да, и сцены действия тоже выглядели прекрасно. Я обычно пишу нормальные романтические истории, без однополой любовной драмы, но я смотрела его без неприязни, и мне понравилось. Каждая серия «Утэны» отличается замысловатой режиссурой. Без малейших сомнений, все режиссёры серий соревновались друг с другом. А Икухара заметен просто в каждой серии. (смеётся) Они буквально выкинули настрой манги в окно. (смеётся)
Я одна из создателей «Утэны», и я рисовала мангу, но я воспринимаю мангу и аниме «Утэны» как совершенно разные вещи. Я смотрела сериал как обычный зритель, смеялась и удивлялась неожиданнным поворотам сюжета. В этом смысле у меня нет ощущения «это моя работа». Я получаю фанатские письма, в которых у меня спрашивают, не сердита ли я на такое изменение сюжета, но я совершенно лишена таких эмоций. С момента начала работы я воспринимала её как наш совместный проект, так что я рада, что команда смогла настолько энергично работать над его выполнением. Я довольна тем, что у нас получилось, не в последнюю очередь из-за конечной значимости результата.

Манга и аниме расходятся в отношении к Дзюри, не так ли? Насколько я помню, в манге она любит Тогу, из-за чего и происходит дуэль с Утэной.
Я поменяла многое в том, что касалось этого персонажа, из-за специфики журнала Ciao, где публиковалась манга, так что я чувствую себя немного виноватой перед людьми, которым нравилось аниме. Думаю, рисуй я её так же откровенно, как и другие свои работы, «Утэна» вышла бы несколько иной.

Другими словами, даже с тем же подходом «Дзюри-любит-Тогу» сама драма непременно бы изменилась?
Да, наверняка.

В любом случае, я предполагаю, что вам не хотелось рисовать гомосексуальную Дзюри?
Ну, если бы мне сказали, что это нужно, я бы сделала, поскольку это интересно. Но для манги это не совсем… ну… я не возражаю против однополого контента, но в аниме Утэна слишком отодвинута в сторону от этой драмы, и я просто не уверена, что это подойдёт для манги. Чтобы сохранить максимум связей между персонажами Утэны и Дзюри, я изобразила любовный треугольник с Тогой. Будь журнал предназначен для более упёртой или более взрослой аудитории, я бы смогла отодвинуть заглавного персонажа в сторону.

Что вы думаете о девятой серии? Она крайне популярна у женской части аудитории.
Мне нравится, как Тога играет с волосами Утэны. Я подумала даже, он что, с раннего детства тренировался? (смеётся)

А что вы подумали об Икухаре, когда первый раз встретились?
Удивилась, какой он стройный. Ни капли не похож на то, что я себе представляла.

О, это не то, что приходит на ум при слове «режиссёр».
Именно. Я думала, он будет старше и тяжелее, поэтому реакция была чем-то вроде удивлённого «Что-о?». Он выглядел очень молодо, и в тот день он даже не сказал ни слова. Планировщику Огуро пришлось разговаривать за него. (смеётся) Я и подумать не могла, насколько он будет волевым и непреклонным режиссёром.

Непреклонный — это в смысле бескомпромиссного отстаивания позиции на рабочих обсуждениях? Но мне кажется, что вы настолько же прочно держались своего мнения, не так ли?
О нет. (смеётся) Я не настаивала на своём. Он говорил, как надо сделать, я соглашалась. Просто сдавалась без боя.

Правда!? (смеётся)
Когда мы начали работать вместе, я поняла, что Икухара крайне серьёзен в том, что касается его работы. И очень искренен.

В каком смысле?
Я не имею в виду, что он ведёт себя по-детски. Думаю, он держит своего внутреннего ребёнка глубоко внутри. Он крайне ценит воспоминания детства. Я чувствую это в каждом его произведении. Я вот вообще ничего не помню о детстве! «Утэна» проникнута духом юности, она снова поднимает эти забытые ощущения, как будто в ней собраны все трудности, с которыми приходится столкнуться взрослеющему подростку.

Вы говорите про аниме-версию.
Да. Сериал добавляет элементов сексуальности для большей пикантности, так как это неизменно сопутствует проблемам взросления. Я не уверена, сколько зрителей обратили на это внимание.

Значит, сексуальность добавлет ему тему взросления?
Да, потому что сексуальность — это тоже одна из проблем взросления. Мне кажется, в сериале рассмотрен полный спектр психологических аспектов созревания.

В этом отношении достаточно интересен образ Сайондзи. Но Утэна лишена обычных забот подросткового взросления.
Ну да, потому что психологически она во многом ещё ребёнок. (смеётся) Она производит впечатление мальчишки из четвёртого класса. Эдакий Питер Пэн.

Понятно.
Гомосексуальность и различия мальчиков и девочек определённо постигаются в момент взросления, не так ли? Это настроение поразительно удачно передано Икухарой.

Но вам не кажется, что личность Энокидо здесь тоже проявляется?
Да, вы правы. Есть эпизоды, где я вижу его ведущую роль.

Если бы Икухара был один, история Мики в пятой серии и Сайондзи в девятой не имела бы такой сильной ауры подросткового взросления.
Да, это так. У одного Икухары получилось бы немного иначе. Я думаю, что я бы тоже не смогла передать этот настрой так же хорошо.

Может, они одержимы темой хрупкости и чувствительности личности в момент взросления?
Понятия не имею. (смеётся) Возможно, это самое большое расхождение между аниме и мангой «Утэны». Если сравнивать их с этой точки зрения, думаю, что девушкам определённо проще принять мир таким, какой он есть, чем юношам.

Личность Чу-Чу тоже заметно различается, правда?
Ну да. В аниме Чу-Чу скорее мальчик.

Почему?
Он всегда спит, он всегда хочет есть, о нём всегда заботятся Анфи с Утэной, он делает что хочет, ведёт беззаботную и весёлую жизнь, играет с другими животными и радостно кричит своё «Чу!». К тому же, он цепляется к Сайондзи, хотя знает, что проиграет. Ну чем это не мальчик?

Это что, подавленные желания мужской части студии?
Не думаю. Дети обычно куда менее требовательны…

Понятно. Вы говорите о мужчине, которому не приходится соответствовать требованиям к «настоящему мужчине».
Ну да. Если бы мужчина просто отбросил мысль, что он должен быть «настоящим мужчиной», и жил, как хотел, получилось бы именно это.

В каком-то смысле Чу-Чу может быть идеалом для мужчин.
О, да. Наверное, поэтому Чу-Чу так всем нравится.

Но в манге у Чу-Чу есть некоторые черты характера «настоящего мужчины», не так ли?
Да, чем-то похожие на рыцарские.

В манге есть эпизод, где Чу-Чу хочет быть такого же размера, что и Анфи с Утэной, но его сериальный близнец о таком не задумывается.
С женской точки зрения, я считаю, что мальчики должны чего-то добиваться. Но я подозреваю, что, возможно, мальчишки думают, будто мир счастья откроется для них, едва они прекратят эти усилия и начнут жить как животные, вроде Чу-Чу. (смеётся)

Это всё то же ребячество, что и у самой Утэны, просто в слегка ином понимании. (смеётся)
Именно. Возможно, ребячество и есть счастье.

О, понятно. Это именно Чу-Чу воплощает «нечто вечное», «нечто сияющее», то, что ищут Мики и Сайондзи. «В детстве жизнь казалась гораздо веселее.»
Ну да, что-то вроде того. (смеётся)

Так вот почему Сайондзи так ненавидит Чу-Чу, он просто завидует!
Ну да. Он ищет «нечто вечное», но в то же время стремится стать «настоящим мужчиной». А тут ещё Чу-Чу под ногами путается…

Чу-Чу выглядит получающим удовольствие от жизни и веселящимся по полной со своим детским настроением. Похоже, это бесит Сайондзи.
Ну да. «И к тому же Анфи его любит, чёрт побери!» Нечто вроде того.
Теперь я понимаю.
Как это глубоко.

Ещё несколько слов в завершении интервью?
Мне очень повезло работать с коллективом BE-PAPAS. (смеётся) Ну, да, закончим на этом.

То есть, знакомство с ними для вас куда важнее экранизации?
Именно. Я думала, что хорошо бы экранизировать мангу, но едва это случилось, я не почувствовала себя более счастливой. (смеётся)

Правда?
Ну, когда-то я думала, что было бы здорово стать большой звездой журналов манги, но когда я к этому пришла, у меня осталось только ощущение «Что, и это всё?». Я думаю, что и тут то же самое. Мне действительно оказалось интереснее познакомиться с новыми интересными людьми, чем реализовать ещё одну давнюю мечту. В конце концов, это придаёт тебе сил. Конечно, «Утэна» — это важная для меня работа. Но я вижу «Утэну» главным образом как плод совместной работы со многими людьми.

А как вам другие сотрудники BE-PAPAS?
Они все интересные люди. Талантливые, искренние, показавшие мне суть творчества.

Суть?
Я полагаю, то, как они целиком отдаются работе. Иногда я думаю, что хоть я всегда и считала, будто работаю с полной самоотдачей, на их фоне я просто уныло тяну лямку.

(Интервью от 25 августа 1997 года, Кокубундзи, Токио)


* * *

Примечания

1 Такарадзука — японский театр, отличительная особенность которого состоит в том, что все роли в нём играют женщины. См. статью.